Цена спокойствия: россиянам необходимо 1,3 млн рублей, чтобы чувствовать себя уверенно; более трети делают накопления регулярно

Пандемия не помешала россиянам заботиться о сбережениях. Сегодня делает накопления постоянно или время от времени 37,5% россиян, выяснили «Сбербанк страхование жизни» и НПФ Сбербанка. Больше всего откладывают на непредвиденные обстоятельства, на поддержку детей, а также на путешествия, интерес к которым растёт в ожидании начала туристического сезона.

Регулярно откладывает некоторую сумму денег сейчас 18% россиян, от случая к случаю — ещё 19,5%. При этом доля «сберегателей» выше всего среди людей с высшим образованием (41%), а также в старшей возрастной группе: откладывать деньги старается 43% 50‒60-летних граждан, 46% — людей старше 60 и лишь 28% — молодёжи (18‒30 лет). Женщины делают накопления в 1,2 раза чаще мужчин.

Самое значительное число людей, делающих накопления постоянно или время от времени, проживает в Томске — 51% участников опроса из этого города. Больше, чем в среднем по России, «сберегателей» также в Кирове и Красноярске (по 49%), Хабаровске (48%), Саратове (47%), Оренбурге (46%), Кемерове и Новокузнецке (по 45%), Уфе (44%), Ярославле, Омске и Барнауле (по 43%). Год назад городами-лидерами по числуу людей, делающих накопления, были Ярославль, Саратов, Рязань, Нижний Новгород и Тольятти.

В среднем россияне, которые делают сбережения, откладывают по 19,8% своего дохода. Самыми бережливыми оказались женщины: они отправляют в накопления в среднем 24% доходов, мужчины — 16%. Также доля «сберегателей» высока среди людей в возрасте 40‒50 лет (26%). Больше всего откладывают жители Санкт-Петербурга (около 28% дохода), Набережных Челнов (26%), Москвы (25%), Казани и Ижевска (по 24%), Тюмени (23%), Краснодара, Воронежа, Красноярска, Уфы, Новосибирска, Оренбурга и Перми (по 22%).

Россияне считают, что семье в среднем необходимо 1,344 млн рублей накоплений, чтобы чувствовать себя уверенно. Больший размер необходимых сбережений называют москвичи (1 млн 855 тыс. рублей), владивостокцы (1 млн 754 тыс. рублей), петербуржцы (1 млн 673 тыс. рублей), красноярцы (1 млн 525 тыс. рублей), новосибирцы (1 млн 505 тыс. рублей), краснодарцы и тюменцы (по 1 млн 438 тыс. рублей).

Цели накоплений заметно изменились по сравнению с весной 2020 года. Больше всего россиян (47%) сейчас копят на случай непредвиденных обстоятельств. В прошлом году эта цель также была на первом месте, но за год количество таких сбережений снизилось на пять процентных пунктов. На поддержку детей сейчас откладывает 30% респондентов против 31% годом ранее. Больше всего выросли накопления на отдых и путешествия. В этом году на это откладывает 22% из тех, кто делает накопления. Прошлой весной, когда в возможность путешествий мало кто верил, копило на них только 2%. На старость и пенсию откладывает 17% «сберегателей».

16% участников опроса, делающих сбережения, хотят не просто откладывать, но и получать дополнительный доход за счёт инвестирования накоплений. При этом они готовы вкладывать деньги на довольно значительные сроки. Треть согласна инвестировать на полгода, каждый пятый (20,5%) — на год, 17,4% — на 2‒3 года, 13% — на 4‒6 лет, а 9% — на срок более 10 лет.

Самыми интересными инструментами для инвестирования россияне считают вложения в недвижимость для её дальнейшей перепродажи (61%), рублёвые банковские вклады (56%) и вложения в бизнес (19%). Также растёт интерес к инвестициям в накопительное страхование (11%), ценные бумаги (8%) и ПИФы (2,8%).

Мы верим, что число частных инвесторов и людей с накоплениями будет расти, что для россиян это станет системой. За последние два-три года люди распробовали инвестиционные и накопительные продукты, альтернативные вкладам, и этот тренд уже не изменить. В Сбере есть весь спектр инструментов, позволяющих копить на любые цели, оперируя даже небольшими суммами. По итогам первого квартала 2021 года число частных инвесторов, пользующихся готовыми инвестиционными и накопительными продуктами Сбера, выросло на 69%. Объём средств, который клиенты направили в программы для формирования негосударственной пенсии НПФ Сбербанка, увеличился на 34%, в продукты Сбер Управление Активами — на 45%, в накопительные программы "Сбербанк страхование жизни" — на 79%

Исследование проводилось в марте — начале апреля 2021 года в 37 российских городах с населением более 500 тыс. человек методом телефонного опроса (CATI). В каждом городе опрошено не менее 350 респондентов по репрезентативной социально-демографической выборке

Ещё по теме Аналитика и исследования
  • Исследование SberCIB: поколение Z уже задаёт новые модели потребления

    Аналитики SberCIB Investment Research представили новое исследование, посвящённое моделям потребления поколений Z («зумеры» 1997–2012 годов рождения), Y («миллениалы» 1981–1996 годов рождения) и X (люди 1965–1980 годов рождения). Отчёт подготовлен на основе статистики больших данных Сбербанка и опроса «Потребительский индекс Иванова». Как показало исследование, уже к 2030-м годам тенденции в потреблении станет определять поколение Z, хотя их доля в общей численности населения не будет наивысшей.
    18 ноября 9:32
  • Топ-10 трендов 2020

    В коронавирус бренды запустили волну инноваций, которые будут определять вектор развития бизнеса ближайшие несколько лет. В материале — десять наиболее значимых трендов уходящего года.
    6 января 10:37

Мы используем файлы cookie

ПАО Сбербанк использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей. Сбербанк серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с условиями и принципами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.