Топ-тренды 5 индустрий: Финтех, E-commerce, Здоровье, Развлечения и Умные устройства

Пандемия ускорила взаимопроникновение индустрий: развлечений в здоровье, финтех-сервисов в e-commerce, соцсетей в игры и фитнес-приложения. Перенос механик из одной сферы в другую приводит к размыванию индустрий и расширению количества сервисов, которые они охватывают. Формируются своего рода Finance+, E-com+, Health+, Entertainment+ и Devices+. В материале — ключевые потребительские и продуктовые тренды пяти индустрий в России и мире.

Ключевые тренды пяти индустрий

FINTECH: АССИСТЕНТЫ В ПРЕОДОЛЕНИИ КРИЗИСА

Быстрая эволюция финтех-индустрии в последние годы совпала с пандемией, что еще сильнее ускорило изменения: рынок финтех-инструментов еще никогда не менялся так быстро, как сейчас. Экономическая нестабильность вывела на первый план инструменты контроля и управления расходами. В финтехе, как и в других отраслях, развиваются социальные функции: управление финансами перестает быть исключительно приватным опытом и открывает новые возможности для группового взаимодействия.

Контроль расходов и управление благосостоянием

Пандемия привела к общему снижению доходов населения: из-за кризиса финансово пострадали 40% потребителей, по данным PwC. При этом знаний, как исправить ситуацию, не хватает — согласно исследованию Financial Health Network, 67% американцев признаются, что не умеют грамотно тратить и копить деньги. Коронакризис переместил в центр внимания проблемы финансового благополучия: финтех-сервисы запустили инструменты управления расходами и повышения финансовой грамотности.

Среди недавно запущенных инструментов повышения финансовой грамотности можно выделить Goalsetter — приложение, которое помогает родителям обучать детей основам экономики через игровую механику. Если ребенок правильно отвечает на вопросы в викторинах, родители выплачивают ему вознаграждение — оно переводится на подвязанную дебетовую карту.

Сервис повышения детской финансовой грамотности Goalsetter

Американский Regions Bank запустил серию обучающих семинаров Financial Fitness Fridays. Цель семинаров — дать слушателям понимание, как кредиты связаны с их финансовым здоровьем и как улучшить свой кредитный рейтинг.

Появились новые инструменты управления подписками и сравнения цен. Финтех-стартап Better Compare запустил бесплатный сервис сравнения цен на медицинские услуги. Пользователю необходимо указать, какая помощь ему нужна, после чего алгоритм подберет несколько решений на выбор. Revolut запустил интеллектуальное управление подписками, которое отменяет подписку до того, как закончится бесплатная пробная версия.

Finsocial: социализация финансов

Масштабной тенденцией в финтех-отрасли стала цифровая социализация. Финансовые сервисы добавили на свои платформы мессенджеры, ленту действий друзей и другие групповые взаимодействия. Яркий пример социальной финтех-платформы — брокерский сервис Publiс. На площадке пользователи могут не только покупать и продавать акции, но и следить за другими инвесторами, делиться идеями и новостями в ленте и быть частью сообщества. Интересное решение представил необанк bunq. Стартап добавил в приложение раздел «Друзья», в котором отображаются места покупок других пользователей bunq. По замыслу разработчиков, новая функция поможет пользователям открывать новые места.

Всеобщий тренд на социализацию привел к переосмыслению существующих «социальных» финансовых инструментов — совместных счетов. Совместные счета перестали отвечать запросу — по большому счету, их смысл сводится к тому, что один пользователь предоставляет доступ к своим деньгам другим пользователям. Braid предложил альтернативный вариант — счета для групп. Пользователь может создать несколько регулярных групповых счетов с другими пользователями: «тренировки по баскетболу», «общежитие», «расходы на детей» и пр.

Интеграция с e-commerce

Огромный рост электронной коммерции в 2020 году повлиял на финтех-сервисы.

Синергия индустрий способствовала росту кредитования по модели «покупай сейчас, плати потом», коллаборациям финтехов с крупнейшими торговыми сетями и интеграции маркетплейсов в финансовые приложения.

Сервисы рассрочки запустили Amazon, PayPal и Shopify. Необанк Revolut намерен развивать в приложении маркетплейс, через который другие компании смогут предлагать товары клиентам сервиса. Сервис рассрочки Klarna обновил приложение и стал глобальным shopping-супераппом: платформа использует данные прошлых покупок пользователя, чтобы создавать для клиентов персональную ленту шопинг-интересов.

Обновленный интерфейс сервиса рассрочки Klarna

Российский рынок

Россия, по оценкам Ersnt&Young, находится среди стран-лидеров по проникновению финтех-сервисов. Доля тех, кто пользуется такими услугами, среди потребителей цифровых услуг превышает 80% (сопоставимо с показателями Китая и Индии). Хотя популярность и неоднородна — она выше, например, в секторах платежей и переводов, и ниже — в частных инвестициях.

На Россию распространяются многие тенденции, характерные для других стран — от развития сервисов для личных финансов до интеграции финтех-решений в торговые сети. В то же время развитие финтеха на российском рынке, в отличие, например, от британского, связано больше с созданием супераппов и экосистем крупными банками, чем со специализированными, нишевыми проектами стартапов.

Во многом это связано с недостатком свободных инвестиций и возможностей российского венчурного сектора — при опросе Startup Barometer в 2020 году около 60% фаундеров заявили, что создали проект на собственные средства, лишь 2% — что получили средства из венчурных фондов.

В 2020–2021 годах в России продолжили формироваться и расти несколько крупных экосистем и супераппов. Сбер в прошлом году добавил в свою экосистему облачный сервис для частных лиц и HR-сервис для рекрутеров. Компания также запустила подписку СберПрайм для своих клиентов — она включает доступ к фильмам в Оkko и музыке в СберЗвуке, доставку в СберМаркете, скидки на заказ такси Ситимобил и на абонентскую плату СберМобайл. В то же время Тинькофф обновил суперапп, расширив функции лайфстайл-сервисов, Тинькофф Страхования, Tinkoff Junior, а также добавив опцию оформления eSIM от Тинькофф Мобайла в приложении.

Как и в мире, российские банки и финтех-сервисы выходят на рынок электронной торговли. Сбер заявил о намерении стать лидером e-commerce к 2030 году. В мае компания запустила СберМегаМаркет на основе маркетплейса goods.ru — в площадку будет инвестировано более 30 млрд рублей. Ритейлеры в свою очередь запускают инструменты платежей и рассрочки или покупают банки. Среди примеров — приобретение банка «Стандарт-кредит» компанией Wildberries и появление микрофинансовой организации у Ozon.

Российские банки следуют тренду на финансовую осознанность. При недавнем опросе Сбера 21% респондентов заявили, что пользуются сервисами для оптимизации расходов, еще примерно столько же — что готовы пользоваться ими в будущем. В мае Сбер перезапустил приложение СберИнвестор: на платформе появились всплывающие подсказки для новичков, учебник по основным инструментам фондового рынка и аналитические обзоры от специалистов SberCIB. Олег от Тинькофф в прошлом году научился включать режим экономии и напоминать о текущих платежах, например, по кредитам.

E-COMMERCE: АДАПТАЦИЯ К РОСТУ

2020 год продвинул весь сегмент e-commerce на пять лет вперед. Этот рост несет скорее количественный, чем качественный характер. Главная задача e-commerce этого года — не потерять темпы роста и предложить потребителям новый опыт, благодаря которому покупки в онлайне превзойдут офлайн-шопинг.

Бум инструментов для d2c-продаж

Главными бенефициарами пандемии стали традиционные ритейлеры и крупные маркетплейсы. Небольшие компании оказались в сложном положении, что вызвало сочувствие у потребителей: согласно опросу Shopify, 65% потребителей поддерживают малый бизнес, при этом 37% в кризис стали чаще покупать у небольших поставщиков.

В ответ на изменившееся потребительское поведение на рынке появилось большое количество инструментов, которые помогают микробизнесу запускать онлайн-магазины и поддерживать прямой контакт с потребителями. ИИ-платформа PricingHub позволяет онлайн-продавцам быстро корректировать цены в соответствии с рыночной ситуацией, а португальская площадка Bizay — создавать маркетинговые открытки, листовки и буклеты.

Привлекательность d2c-брендов привела к появлению нового типа бизнеса: компании скупают небольших продавцов, чтобы развивать их под своим управлением. Так, бостонский стартап Perch приобретает компании, продающие товары на Amazon, для их последующего развития. Другая модель предполагает объединение d2c-продавцов на одной платформе — например, для того чтобы потребители совершали групповые заказы. Китайский Meituan запустил групповые покупки свежих продуктов напрямую у поставщиков — с помощью супераппа фермеры могут продавать свои товары без посредничества супермаркетов.

Забота об экологии

Коронавирус усилил тренд на осознанное потребление: согласно опросу Shopify, 53% потребителей предпочитают покупать товары, которые были произведены безвредным для природы способом. 23% закупаются у небольших ритейлеров, чтобы снизить нагрузку на экологию. При этом крупные бренды воспринимаются как главные «загрязнители» природы: более четверти потребителей считают, что Amazon оказывает негативное влияние на окружающую среду, по данным Forbes.

Стараясь стать eco-friendly, маркетплейсы запускают решения по минимизации упаковки и уменьшению количества возвратов. Amazon представил технологию упаковки fit to product: коробки производятся под размер товара, чтобы сократить количество использованного материала для их производства. Немецкий H&M запустил одежду с кастомизируемыми размерами. Перед покупкой ритейлер предлагает клиентам пройти опрос о весе, росте и телосложении. После этого данные отправляются на производство. Технология позволила свести процент возвратов до 5%.

Все популярнее становится термин slow fashion, который отражает нацеленность на покупку базового гардероба, а также качественных б/у товаров. На этом фоне получили развитие сервисы re-commerce. Walmart заключил партнерское соглашение с компанией ThredUp и включил в ассортимент подержанную одежду известных брендов. Сurtsy занимается перепродажей одежды для женщин.

Entertainment shopping

Развивается формат entertainment-шопинга: теперь он включает не только продающие стримы, но и виртуальные ТЦ и phygital-форматы. Стартап Zalando предлагает инструмент сканирования тела и создания виртуального двойника Fision — на нем можно оценить, насколько хорошо будет сидеть та или иная одежда. Платформа Digital Mall of Asia предлагает виртуально посетить торговые центры крупных азиатских городов. Прямо на сайте пользователи могут перемещаться по виртуальной 3D-модели магазинов.

Примерка одежды на виртуальном двойнике в Zalando

Появляются сервисы «шопинг-вечеринок», сочетающие возможности стримов и социальные функции. Американский Verishop запустил функцию Shop Party — с ее помощью при покупках на маркетплейсе пользователи могут общаться по видео- или аудиочату, шерить экран и вместе изучать продукты.

Российский рынок

Несмотря на бурный рост интернет-продаж в пандемию, далеко не у всех россиян сформировалась привычка онлайн-шопинга. По данным Сбера, примерно четверть россиян готова покупать одежду и товары повседневного спроса в онлайне. Более трети респондентов все еще предпочитают личное общение в магазине. Социальная коммерция также пока развита слабо — только 2% россиян удобно покупать одежду и товары через соцсети и 3% — через мессенджеры.

Несмотря на это, активности многих российских брендов идут на опережение и укладываются в мировые тренды. Растут прямые продажи: в 2020 году от 10 до 15% онлайн-продаж в России совершались по этой модели, по данным Inventive eCommerce. Такую возможность используют, в том числе, крупные производители, отдавая развитие каналов прямых продаж на аутсорс. Один из примеров — проект Lenovo, которая стала продавать свою технику через интернет-магазин и бренд-зоны на Ozon.ru и Яндекс.Маркете.

Следуя мировому тренду, российские торговые сети активно развивают экологические проекты. Сервис доставки Delivery Club в прошлом году выпустил поясные сумки из переработанных курьерских рюкзаков (в качестве ремешков были использованы ремни безопасности с утилизированных автомобилей). Магнит стал открывать в магазинах пункты приема пластика. Перекресток — установил автоматы по разливу бытовой химии в многоразовые бутылки.Также в недавнем отчете об устойчивом развитии группа сообщила, что курьеры сервиса Перекресток Впрок в прошлом году собрали около 248 тысяч пакетов на вторичную переработку.

Российские игроки перенимают некоторые форматы продаж у китайских компаний. Так, Сбер запускал продажи во время стримов в ноябре, в Зеленый день. Российский AliExpress в марте прошлого года запустил лайвстриминговый сервис AliExpress LIVE — пользователи могут смотреть интерактивные прямые эфиры со звездами, экспертами или блогерами, в ходе которых можно купить рекламируемые товары. Осенью лайвстримы запустили еще два игрока — Ozon и Яндекс.Маркет.

Еще один микротренд, заимствованный у Китая — совместные покупки. Одновременно такую опцию запустили Ozon и AliExpress Россия. Пользователи смогут покупать товары со скидкой, а продавцы сервисов — экономить на логистике. Для этого клиентам нужно объединиться и заказать товар партией от 10 штук.

HEALTH 360: НОВЫЙ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

2020 год стал годом заботы о здоровье и помог многим осознать свою уязвимость в условиях изменений — как ментальную, так и физическую. Это способствовало переосмыслению классической ЗОЖ-концепции и взрывному росту в области цифрового здоровья. Сегодня Health 360 — это забота о здоровье не с помощью врачей и больниц, а с помощью данных на руке и смартфоне.

От универсальных решений к нишевым

Все больше компаний в индустрии здоровья не пытаются решить проблемы любого пользователя, а предлагают сервисы для определенных демографических групп. Уверенно растет число платформ для женщин. По прогнозам экспертов, мировой рынок цифровых сервисов женского здоровья к 2027 году утроится, достигнув $60 млрд. В CША в среднем женщины тратят на заботу о здоровье на 29% больше мужчин, по данным американского Департамента труда.

Стартапы в этом сегменте фокусируются на трех сферах: беременность, материнство и женское ментальное здоровье. Фитнес-платформа Every Mother предлагает онлайн-занятия для женщин во время и после беременности. Британское приложение Clementine оказывает ментальную поддержку для женщин, которые испытывают проблемы со сном, неуверенностью или тревожностью.

Еще одна группа, на защиту которой направлено внимание многих компаний — пожилые люди. По данным HealthInsurance, в пандемию только в сегменте телемедицины использование онлайн-сервисов пожилыми выросло на 300%. Технологичные решения позволяют обеспечить безопасность старшего поколения в случае хронических болезней и проживания вдали от родственников. Компания Mighty Health создала приложение с заданиями по питанию и тренировкам для людей с болезнями суставов. Стартап FallCall разработал систему мониторинга падений для пожилых людей через Apple Watch.

Система мониторинга падений через Apple Watch от FallCall

Важной задачей становится забота о детском ментальном здоровье. Сервис Enable My Child предоставляет речевую, поведенческую, трудовую и телетерапию для детей. Стартап Limbix разрабатывает приложение для терапии подростков с депрессией. Флагманский продукт компании Limbix Spark — это многонедельная программа когнитивно-поведенческой терапии, направленная на ценностно-ориентированное развитие личности.

Entertainment fitness

Фитнес-сервисы все больше конкурируют с entertainment-платформами за внимание и свободное время аудитории. На стыке индустрий появляются новые форматы контента — вторый мегатренд индустрии e-health. Стриминговые площадки запускают тренировки и медитативный контент. Так, HBO в партнерстве с Calm запустил на платформе получасовые расслабляющие ролики, которые соединяют видеоряд, музыку и текст, начитанный знаменитостями. Фитнес-стартапы, в свою очередь, заявляют об амбициях превратиться в «Netflix для фитнеса», один из них — маркетплейс фитнес-контента NEOU.

Домашние занятия фитнесом приобретают развлекательный характер за счет технологий геймификации. Один из примеров — сервис VR-фитнеса по подписке Supernatural на устройствах Oculus Quest. С помощью контроллера пользователь разбивает приближающиеся к нему виртуальные блоки или отклоняется от них.

Тренировки в виртуальной реальности от Supernatural

Носимые устройства как инструмент самоконтроля здоровья

На волне всеобщего повышения уровня тревожности носимые устройства пытаются удовлетворить растущее желание потребителей управлять собственным стрессом и эмоциональным благополучием в целом. В США, по данным Rock Health на 2020 год, 54% взрослого населения использовали гаджеты для мониторинга биологических показателей, например, давления (на 12 процентных пунктов больше, чем в 2019-м).

В 2020 году сразу несколько производителей «научили» гаджеты распознавать эмоциональное состояние пользователей. Фитнес-браслет Amazon Halo определяет эмоции по голосу, а трекер Fitbit Sense измеряет стресс, анализируя пульс, температуру, сон и физическую активность. Согласно прогнозу Gartner, к 2022 году 10% персональных устройств смогут определять эмоции пользователя. Для сравнения, в 2018 году таких устройств насчитывалось менее 1%.

Еще одна развивающаяся сфера применения носимых устройств — психологическая и физическая терапия. Цифровая терапия не требует посещения врача — а значит, дорогостоящие медицинские услуги становятся доступнее для пациентов. Например, Kaia Health разработал сервис, который отслеживает осанку с помощью камеры смартфона и предлагает упражнения против хронических болей в спине. Австралийский Paired помогает паре поддерживать здоровые отношения: приложение предлагает ежедневно проходить тест-опросы и отслеживать прогресс.

Российский рынок

Коронакризис способствовал росту электронных медицинских сервисов в России, как и в других странах. По данным компании К-Скай, в 2020 году в цифровое здравоохранение в России было инвестировано более 3,3 млрд рублей — в три раза больше, чем годом ранее. Число телепациентов в прошлом году выросло до 5 млн. По данным Сбера, большинство россиян знает об услугах телемедицины (67%), хотя доля реальных пользователей пока что низка (11%). Только 19% готовы пользоваться услугами телемедицины в будущем.

Повышенное внимание людей к своему здоровью способствовало развитию специализированных сервисов — например, сервисов женского здоровья. Сдерживающими факторами остаются особенности законодательства (действующий закон о телемедицине не позволяет ставить диагноз дистанционно) и недостаток инвестиций для отдельных секторов здоровья.

На рост интереса к фемтех-сервисам указывает, в частности, аналитика Яндекса — в январе-сентябре 2020 года поисковые запросы по основным направлениям этого сектора (например, приложениям для помощи при беременности или развитии ребенка) выросли на 20–60%, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.

Для AMMA Pregnancy Tracker — российского сервиса для мониторинга беременности — ежемесячный прирост аудитории в 2020 году увеличился в полтора раза, а продажи компании — в десять раз. Но повышенный спрос на фоне пандемии — не единственный фактор роста. Для некоторых, как для линейки приложений для помощи при беременности и уходу за ребенком Wachanga, развитие связано с выходом на зарубежные рынки, где потребители готовы платить за локализованные сервисы (приложения Wachanga переведены более чем на 50 языков).

Ответом на закрытие фитнес-клубов в пандемию стали запуски приложений для онлайн-тренировок дома. Так, Сбер планирует добавить фитнес-тренировки в свой суперапп цифрового здоровья — СберЗдоровье. Спортивные занятия появились и в онлайн-кинотеатре Okko. Бывшие менеджеры Mail.ru весной 2020 года запустили сервис Motify — своеобразный фитнес-маркетплейс по подписке, соединяющий пользователей с персональными тренерами. Пока что россияне, по данным Сбера, в основном скептически настроены к онлайн-тренировкам (заменой похода в спортзал их считают 17%). При этом фитнес-трекерами и умными часами пользуются 18-23%, приложениями для мониторинга здоровья и активности — 8-14%.

Как и в мире, в России разрабатываются носимые устройства с расширенными функциями мониторинга здоровья. Например, технополис «Эра» (структура Минобороны) создал фитнес-браслет для военных. Устройство следит за пульсом, уровнем кислорода и сахара в крови, а также тестостерона (для мужчин). Сенсоры анализируют даже состав пота.

ENTERTAINMENT: ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНДУСТРИИ В ГЛОБАЛЬНУЮ СОЦСЕТЬ

Пандемия изменила индустрию развлечений. Игры превратились в новые социальные сети: внутри игр продвигаются бренды, выступают звезды, проводятся мероприятия. Стриминговые сервисы запустили совместный просмотр, VR соединяет людей на виртуальных мероприятиях. Сегодня индустрия ориентирована не на развлечение пользователя, который потребляет контент в одиночку, а на создание пространств для общения людей.

Стриминг: виртуальные концерты, AI-музыка и нишевое ТВ

Музыкальные стриминговые платформы становятся полноценными сервисами развлечений за счет расширения социальных и визуальных функций. После отмены офлайн-мероприятий из-за коронавируса аудиостриминги превратились в цифровые концертные площадки: живые выступления музыкантов запустили Apple и Spotify. Появляются и более интересные решения для прямых трансляций концертов — например, на платформе Multiview Media зрители могут выбирать, под каким углом смотреть выступление.

Прямая трансляция Multiview Media с возможностью выбора угла просмотра

Микротрендом года стал запуск аудиостримингами собственных музыкальных премий: церемонии награждений учредили Apple и Spotify. TikTok интегрировал собственные номинации в одну из самых влиятельных музыкальных премий — Billboard Music Awards.

Аудиостриминги открыли для себя генеративную музыку, которую можно ставить фоном во время работы, занятий спортом и просто для расслабления. У AI-музыки два основных преимущества: она дешевле с точки зрения производства, а также может оказывать терапевтический эффект, влияя на психическое состояние человека и его мозговую активность. Например, приложение AlphaBeats позволяет снижать мозговую активность и расслабляться, прослушивая музыку. Для достижения эффекта хватает 10 минут прослушивания в день.

Как и аудиостриминги, онлайн-кинотеатры превращаются в развлекательные центры с интегрированным социальным взаимодействием. В пандемию практически все онлайн-кинотеатры добавили опцию совместного просмотра, Hulu, Netflix, Disney + были одними из первых, за ними последовали другие стриминги.

Соцсети: тиктокеризация, интеграция с e-com и голосовое общение

Социальные сети становятся более интерактивными за счет новых функций, игр и развития электронной коммерции. В коронавирус произошло своего рода перерождение соцсетей — в карантин пользователи заходили в Facebook, Instagram и TikTok не только, чтобы посмотреть видео или почитать новости, но и чтобы пообщаться с друзьями. Опрос GWI показал, что 57% пользователей в пандемию соцсети помогли справиться с одиночеством.

Продолжается тренд на тиктокеризацию — соцсети одна за другой добавляют бесконечные вертикальные ленты по типу TikTok. YouTube запустил сервис коротких видео Shorts. Во ВКонтакте появился раздел коротких видео «Клипы» с продвинутыми AR-эффектами. За полгода после запуска «Клипы» собрали почти 31 млрд просмотров.

Набирает обороты social commerce: TikTok заключил партнерство с Shopify, чтобы продавцам было легче запускать маркетинговые кампании на платформе, а YouTube начал тестировать автоматическое определение товаров в видео: фича отображает список продуктов, присутствующих на видео, а также предлагает похожие товары.

Появился новый тип соцсетей — голосовые соцсети. Волну запусков функций голосового общения спровоцировал успех Clubhouse: в конце зимы–начале весны сервис «выстрелил», к марту соцсеть скачали более 8 млн раз меньше чем за месяц.

Twitter представил аналог Clubhouse — Spaces — практически сразу же, в марте. Сервисы голосового общения разрабатывают или уже запустили LinkedIn, Slack, Facebook и Spotify.

Игры и киберспорт: социализация, VR и облачный гейминг

Игры стали новой социальной платформой, где общаются люди и проходят мероприятия. Исследование Pew Research Center выявило, что более 50% подростков находят новых друзей онлайн, при этом более трети — через видеоигры.

Развиваются внутриигровые социальные взаимодействия: в игре для Nintendo Animal Crossing: New Horizons. пользователи создают собственные ритуалы и пространства— от мемориалов до похорон и свадеб. Facebook создал игровую VR-среду Horizon, где можно исследовать, играть и творить вместе с другими участниками.

Продолжает расти облачный гейминг, который позволяет играть «негеймерам» без мощных компьютеров. Осенью одним из последних IT-гигантов на рынок облачного гейминга вышел Facebook. В 2021 году клиенты LG Smart TV смогут играть в мощные графические игры через облачные сервисы от Google Stadia и NVIDIA GeForce Now прямо c телевизора — без консоли или ПК.

Игры становятся площадками для проведения виртуальных мероприятий. Например, в популярной игре Roblox певец Lil Nas X выступал в течение двух дней — шоу собрало в общей сложности 33 млн просмотров. Сервис игровых трансляций Twitch в прямом эфире провел показ мод люксового бренда Burberry.

Выступление певца Lil Nas X в Roblox

Российский рынок

В период пандемии потребление цифрового медиа-контента в России, согласно отчету Deloitte, выросло практически по всем направлениям. Доля пользователей, скачивающих фильмы, выросла на 20 процентных пунктов (до 70%), слушающих музыку и радио — на 14 п.п. (до 87%). Тех, кто играет в видеоигры, стало меньше — но времени на такие занятия они стали тратить больше (при опросе Сбера об увлечении пользования видеоиграми в своих семьях заявили 72% респондентов).

Глобальные тенденции на рынке медиаразвлечений проявились и в России — например, перевод концертов в онлайн. Первым крупным событием такого рода стало выступление «Би-2» на сервисе Okko, которое посмотрели 2,5 млн человек. За этим последовали и другие концерты, в том числе на платформах МТС.Live и «Яндекс.Эфир». На фоне популярных выступлений на игровых площадках (Fortnite, Roblox) российский пианист Кирилл Рихтер также дал виртуальный концерт в онлайн-игре Minecraft.

Как и за рубежом, в России виртуальные развлечения шагнули в сторону социальности. Онлайн-кинотеатр Okko запустил сервис «Премьера» для совместного просмотра фильмов. Пользователи смогут не только смотреть новые картины в виртуальном зале, но также обсуждать их с создателями фильмов, приглашенными экспертами и друг с другом. Функция поможет сформировать онлайн-комьюнити любителей кино. В стремлении объединить кино- и музыкальный опыт Яндекс запустил персональные Киноплейлисты — пользователи смогут прослушать музыку из последних просмотренных фильмов на КиноПоиск HD, композиции автоматически появятся в персональном КиноПлейлисте на Яндекс.Музыке.

Стали появляться и российские аналоги нашумевшего Clubhouse. В сфере аудиосервисов особенно отметился Telegram, запустивший голосовые чаты в каналах с возможностью сохранять их как подкасты. В чатах может состоять неограниченное число участников. Это позволит любому каналу стать полноценной радиостанцией, полагают в Telegram.

Российские техгиганты активно взялись за развитие гейминга. На российском рынке Сбер объявил о запуске игрового направления СберИгры. В него войдут продюсерский центр, издательство и студия разработки — их начнут формировать в этом году. В конце прошлого года Сбер запустил сервис облачного гейминга SberPlay. Игровое направление внесло основной вклад в рост выручки Mail.ru в последнем квартале. Компания делает особую ставку на облачный гейминг — недавно Mail.ru купила разработчика платформы облачного гейминга Playkey.

ДЕВАЙСЫ И ГОЛОСОВЫЕ АССИСТЕНТЫ: ОТ РАЗВЛЕЧЕНИЙ К РАБОЧИМ ИНСТРУМЕНТАМ

Один из главных трендов индустрии девайсов — расширение медицинского потенциала потребительских носимых устройств — был описан выше. Среди других тенденций рынка — смещение фокуса производителей с умных колонок на умные дисплеи и трансформация рабочего пространства через VR-гаджеты. Одновременно расширяется функционал голосовых ассистентов, «населяющих» умные устройства — помощники превращаются в универсальных виртуальных дворецких.

Виртуализация рабочего пространства

На фоне карантина в 2020 году удаленная работа стала «новой нормой» — виртуальное присутствие вместо офиса, видеоконференции вместо совещаний и деловых поездок.

Большую роль в трансформации рабочих пространств играют VR/AR-устройства: в США, по данным eMarketer, ими регулярно пользуется 17/28% населения. Одна из тенденций — обеспечение максимально реалистичных деловых коммуникаций. Такую возможность, в частности, предложила Microsoft, которая в марте 2021 года представила Mesh — платформу для конференций и работы над проектами в виртуальном пространстве. Технология на базе облачной платформы Microsoft Azure может обеспечить совместное виртуальное присутствие на переговорах — с возможностью «холопортации» (создания фотореалистичных голограмм). Она будет доступной на разных устройствах, включая HoloLens 2 и большинстве VR-гарнитур. Схожий проект — VR-аналог Zoom-конференции — представила датская компания MeetingVR.

Другое направление для развития VR/AR — создание виртуальных офисов, которые позволяют расширить рабочее пространство и оборудовать его, например, виртуальными экранами по своему вкусу. Пример такой платформы Infinite Office от Facebook — виртуальное пространство для работы, доступное через гарнитуру Oculus Quest 2. Внутри него можно работать с несколькими экранами и вводить текст — или переключаться на режим смешанной реальности. Аналогичный проект последнего времени — AR-очки ThinkReality A3 от Lenovo с возможностью съемки видео и работы с несколькими виртуальными экранами.

Infinite Office от Facebook

Умные колонки и дисплеи — универсальные помощники на дому

Спрос на умные колонки замедлился: в 2021 только 4% потребителей заявили о намерении купить умную колонку, против 9,2% в 2018 году, по данным voicebot.ai. Это связано в большей степени с тем, что люди стали в целом меньше покупать после начала пандемии, и в меньшей степени — с тем, что умные колонки перестали быть «горячей новинкой».

Производители умных устройств обращают все больше внимания на дисплеи — по сравнению с умными колонками, их функционал намного шире. Amazon планирует выпустить настенный умный экран и умного робота с экраном Vesta. Также компания представила умный экран для детей. Возможности дисплея планирует задействовать и Apple — компания добавит умного помощника в свой смарт-ТВ продукт, благодаря чему Apple TV превратится в умную колонку с ТВ-экраном.

В пандемию значительно расширился функционал умных помощников. Этому способствует как занятость их хозяев, так и изменение привычного распорядка жизни из-за пандемии (например, вместо привычных поездок за продуктами в выходные люди стали чаще заказывать продукты онлайн).

В списке возможностей Alexa, добавленных за последние месяцы, — поиск пунктов вакцинации, помощь в подборе маршрутов общественного транспорта, расширенный сервис по охране дома и помощь в учебе (с напоминанием о заданиях или ограничением времени просмотра ТВ, чтобы не отвлекаться). Среди новых функций Google Assistant — напоминания для детей при домашней учебе и специальный сервис для отелей — с помощью колонок в номерах можно узнать время работы бассейна или попросить дополнительные полотенца.

По мере того, как в видеоигры постепенно добавляется голосовое управление, с ними также интегрируются голосовые помощники. Еще несколько лет назад стало возможным использовать Alexa для поддержки голосового управления в популярном шутере Destiny 2. Сейчас в списке игр с такой опцией — интерактивное приключение Magic Door с выбором вариантов развития сюжета (игрок голосом подает команды, куда пойти, с кем из персонажей поговорить) и интерактивные истории для детей Lego Duplo Stories. Запуск игр через голосового помощника — на своей игровой платформе Stadia — добавил и Google.

Mind-controlled устройства

Продолжают совершенствоваться технологии, которые позволяют передавать гаджетам мысленные команды — или передавать мозгу сигналы от компьютера. Прежде всего они развиваются для помощи людям с ограниченной подвижностью (чтобы, например, помочь им двигать роботизированной рукой или набирать текст на экране с помощью нейроинтерфейса). Простые модификации таких устройств — например, для того, чтобы управлять видеоиграми — постепенно выходят и на массовый потребительский рынок.

Помощь парализованным людям — основная задача нейроинтерфейса, который разрабатывает компания Neuralink Илона Маска (хотя в его планах — и другие задачи, от лечения психических расстройств до общения с помощью «телепатии»). В прошлом году она показала обновленную версию устройства, которое состоит из электродов, имплантированных в мозг, и чипа, который также помещается под кожу, — интерфейс позволяет считывать электронную активность мозга передавая данные в беспроводном режиме. В начале года ученые американского Университета Брауна впервые испытали действие высокоскоростного беспроводного интерфейса на парализованных пациентах — он позволил участникам эксперимента управлять указателем на экране и набирать текст.

Имплантируемый чип от Neuralink

Другие, более простые устройства, изначально рассчитаны на широкий рынок — так, в США недавно разработали прототип наушников Neurable, которые помогают сосредоточиться. В них внешние сенсоры улавливают электрические сигналы мозга, а затем система анализирует их, определяя, когда человек сосредоточен — и в это время автоматически повышает подавление шума, помогая не отвлекаться. На рынке также уже давно доступны гарнитуры типа Emotiv EPOC и Neurosky MindWave для управления видеоиграми.

Российский рынок

Продажи умных колонок в России в 2020 году, по оценкам Just AI, составили 800 тысяч штук — примерно на треть больше, чем годом ранее. По опросам Сбера, умными колонками пользовались 21% россиян, голосовыми помощниками — 63%. В будущем, если устройства станут более распространенными, ими готовы пользоваться около половины опрошенных.

Российские виртуальные ассистенты, как и их аналоги в других странах, осваивают дополнительные навыки, чтобы охватить все сферы жизни пользователя. Сбер в 2020 году представил целое семейство виртуальных ассистентов с разными характерами — Сбер, Джой и Афину. Ассистенты умеют поддержать разговор, заказать еду, записать к врачу, перевести деньги родственникам или оплатить счет. В список функций Станции.Мини от Яндекса в прошлом году добавились заказ такси с разработкой маршрута и детский тренажер для развития речи.

Сбер опередил тренд на умные дисплеи и первым, в том числе среди международных больших технологических компаний, выпустил умный экран Portal. Устройство позволяет делать покупки во время просмотра фильмов, играть в видеоигры с управлением жестами, заказывать еду и др. Как и Apple, Сбер соединяет возможности умного дисплея и умной колонки в смарт ТВ — в мае компания представила умный ТВ-медиацентр SberBox Top со встроенной камерой. С его помощью можно совершать видеозвонки, смотреть фильмы, слушать музыку, играть, управлять «умным» домом.

AR/VR-устройства в России зачастую используются в образовательных целях. Согласно опросам Сбера, технологиями виртуальной и дополненной реальности пользуются 11% россиян, из них 10% — в сфере образования. За последние несколько лет компании провели десятки образовательных VR/AR-проектов.

Например, Сбербанк Лизинг в прошлом году запустил обучающий HR-проект на основе платформы от стартапа VR Supersonic — для тренировки коммуникативных навыков в интерактивных симуляциях. Ранее Сбер организовал в виртуальной реальности тренировки для инкассаторов. Среди других проектов компании — VR-тренажеры для обучения публичным выступлениям и «тренировки эмпатии». МТС совместно с компанией Lookport в прошлом году запустил систему VR-трансляций лекций для Высшей школы экономики.

Другое направление для применения AR — удаленные помощники. Во время пандемии компания «ЛАНИТ-интеграция» создала систему для российской клиники, где лечили коронавирусных больных. Врач, надев шлем с очками и AR-экраном, совершал обход, а его коллеги могли участвовать в этом виртуально (при этом снижались риски заражения для врачей, связанные с пребыванием в «красной зоне»).

Российский рынок нейроинтерфейсов пока находится в стадии развития. По оценке компании Нейрочат, в России действуют несколько десятков таких стартапов.

Среди разработок — i-BrainTech для тренировки спортсменов (создатели утверждают, что тренировки с сенсорным шлемом, позволяющим управлять движениями игрока в компьютерной игре, повышают спортивные результаты — например, для футболистов) и Neiry (интерфейсы для учебы, видеоигр и использования на производстве, а также в других ситуациях — например, управления мультимедийной системой автомобиля).

Ещё по теме Аналитика и исследования
  • Исследование SberCIB: поколение Z уже задаёт новые модели потребления

    Аналитики SberCIB Investment Research представили новое исследование, посвящённое моделям потребления поколений Z («зумеры» 1997–2012 годов рождения), Y («миллениалы» 1981–1996 годов рождения) и X (люди 1965–1980 годов рождения). Отчёт подготовлен на основе статистики больших данных Сбербанка и опроса «Потребительский индекс Иванова». Как показало исследование, уже к 2030-м годам тенденции в потреблении станет определять поколение Z, хотя их доля в общей численности населения не будет наивысшей.
    18 ноября 9:32
  • Топ-10 трендов 2020

    В коронавирус бренды запустили волну инноваций, которые будут определять вектор развития бизнеса ближайшие несколько лет. В материале — десять наиболее значимых трендов уходящего года.
    6 января 10:37

Мы используем файлы cookie

ПАО Сбербанк использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей. Сбербанк серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с условиями и принципами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.