СберИндекс: локдаун не причинит серьёзного ущерба экономике

В последнюю неделю октября проявились изменения потребительского поведения, схожие с теми, что наблюдались в апреле 2020 года. Но сейчас все проходит в существенно более мягкой форме. По оценке аналитиков СберИндекса, непосредственно перед нерабочими днями наблюдался всплеск потребления, особенно в продовольственном сегменте. Далее спрос заметно снизился.

Благодаря росту потребления в понедельник-среду, а также благоприятному эффекту базы, по итогам недели 25–31 октября 2021 г. расходы россиян на товары и услуги увеличились на 14,2% по сравнению с прошлым годом.

Если же анализировать только период 28–31 октября (начало локдауна), то падение спроса составило 5,2% по сравнению с теми же днями предшествующей недели. Падение на первой неделе апреля 2020 г. достигало 35% w-o-w (неделя к неделе), так что сейчас ущерб для экономики примерно в семь раз меньше. Существенного дальнейшего ухудшения мы не ожидаем. Тем не менее текущие потери спроса значимы и происходят в условиях общего постепенного охлаждения спроса.

Падение трат весьма неоднородно распределено по регионам: отрицательную динамику мы отмечаем лишь в 35 субъектах. Двузначные показатели сопряжены с более строгим режимом ограничений и/или более протяжённым периодом нерабочих дней (введены в Воронежской, Курской, Нижегородской, Новгородской и Самарской областях, а также в Пермском крае).

Самое существенное снижение расходов в период 28–31 октября отмечается в Москве (-21,7% к предшествующей неделе); почти такая же динамика в Воронежской (-18,9%) и Калининградской областях (-18,1%).

В отраслевом разрезе потерпевшие весьма предсказуемы: «Cалоны красоты, массаж, SPA» (-43,9% w-o-w), «Ювелирные изделия» (-42,2% w-o-w), и значительная часть непродовольственной розницы. Расходы в категории «Кафе, бары, рестораны» сократились на 15,8% по сравнению с теми же днями предыдущей недели.

Интересно, что количество работающих торгово-сервисных точек (то есть фактически открытых магазинов, кафе и т. п.) с начала нерабочих дней снизилось лишь на 2,9% относительно предшествующей недели. Аналогичное падение в первую неделю апреля 2020 г. достигало 13%, а затем увеличилось до одной трети от всех торгово-сервисных точек. Повторим, что в этот раз нет оснований ожидать столь же негативной динамики.

Количество активных кассовых аппаратов снизилось заметно существеннее. Очевидно, бизнес адаптировался к ковидной реальности и научился быстро переходить в режим работы на вынос и больше продавать онлайн.

Больше всего торговых точек приостановили деятельность в Воронежской области (-18,1% w-o-w).

В целом по итогам октября расходы россиян на товары и услуги составили 4522,9 млрд руб., что соответствует росту на 13,7% г/г.

Это подразумевает достаточно серьёзное замедление в -1,7% м/м с корректировкой на инфляцию и сезонность. Такая динамика связана как с выбытием из доходов единовременных выплат, так и с высокими темпами роста общего уровня цен.

В реальном выражении спрос вернулся на уровень мая-июня 2021 г. По всей видимости, это был пик органического восстановления экономики после пандемических волн и локдауна прошлого года.

При публикации материалов ссылка на СберИндекс (www.sberindex.ru) обязательна.

SberIndex.ru — аналитический портал СберБанка, на котором наглядно видно, как меняется жизнь страны. Сегодня на сайте представлено более двадцати индексов, сформированных на основе обезличенных данных. Среди них индекс потребительской активности, оценка текущей динамики ВВП, индексы рынка труда, недвижимости и другие ключевые показатели. Также здесь собраны исследования Лаборатории СберИндекс (экс-«СберДанные») и другие.

Ещё по теме Аналитика и исследования
  • Исследование SberCIB: поколение Z уже задаёт новые модели потребления

    Аналитики SberCIB Investment Research представили новое исследование, посвящённое моделям потребления поколений Z («зумеры» 1997–2012 годов рождения), Y («миллениалы» 1981–1996 годов рождения) и X (люди 1965–1980 годов рождения). Отчёт подготовлен на основе статистики больших данных Сбербанка и опроса «Потребительский индекс Иванова». Как показало исследование, уже к 2030-м годам тенденции в потреблении станет определять поколение Z, хотя их доля в общей численности населения не будет наивысшей.
    18 ноября 9:32
  • Топ-10 трендов 2020

    В коронавирус бренды запустили волну инноваций, которые будут определять вектор развития бизнеса ближайшие несколько лет. В материале — десять наиболее значимых трендов уходящего года.
    6 января 10:37

Мы используем файлы cookie

ПАО Сбербанк использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей. Сбербанк серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с условиями и принципами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.