Сбер выяснил, что значит для россиян финансовая грамотность
Поделиться
twtg

Для большинства россиян финансовая грамотность — это прежде всего умение распознавать финансовые мошенничества; грамотно вести семейный бюджет; понимать, как работает финансовый рынок, а также уметь копить, выяснили дочерние компании Сбера — СберСтрахование, СберСтрахование жизни и СберНПФ. Финансово грамотными себя считают в среднем 47% респондентов, а повысить уровень своих знаний хотели бы 39% жителей страны.

По данным исследования, почти две трети опрошенных (65%) уверены, что умеют распоряжаться бюджетом, более половины (58%) — могут узнать мошенника, а почти половина (48%) — умеют копить. В то же время о том, что не разбираются в инвестиционных, страховых и пенсионных продуктах, рассказали 77% опрошенных и почти столько же (76%) — о том, что не умеют читать финансовые документы. Знания по финансовой тематике россияне преимущественно черпают из публикаций в специализированных СМИ и книг (46%), а также материалов массовых СМИ (35%). Часть участников исследования (32%) получила знания в вузе (32%), ещё 16% россиян обращаются к блогам и шоу.

Наиболее финансово грамотными себя считают, согласно результатам исследования, жители Кемерова (82%), Краснодара (80%), Ульяновска (65%), Астрахани (60%), Липецка (59%), Кирова и Томска (по 57% в каждом городе).

В целом выше свои знания оценивают россияне в возрасте 31−40 лет (66%) и с высшим образованием (59%). Люди в возрасте 41−50 и 51−60 лет чувствуют себя менее уверенно: только 45% и 35% представителей соответствующих возрастных групп высоко оценили свои знания. Среди россиян со средним и средним техническим образованием с финграмотностью знакомы лишь 33% и 27% соответственно.

Что касается конкретных навыков, то лучше всего копят в Астрахани, Оренбурге, Саратове и Хабаровске: об умении формировать накопления рассказало 70%, 70%, 69% и 61% жителей соответствующих городов.

Лучше всего разбираются в фондовом рынке в Новокузнецке и Барнауле: положительно на вопрос об этом ответили 35% и 28% респондентов в данных городах. Также высоко оценивают свои умения инвестировать жители Екатеринбурга, Казани, Москвы, Пензы, Ростова-на-Дону, Томска и Тольятти. В этих городах инвестировать умеет каждый пятый житель: 21% сообщил о таких навыках.

Лидеры в ведении личного бюджета живут в Екатеринбурге, Барнауле, Воронеже, Иркутске, Красноярске, Рязани, Тюмени, Хабаровске и Ярославле. В среднем 85% жителей этих городов ответили, что умеют вести личный бюджет.

Говоря о преимуществах высокого уровня финансовой грамотности, 29% респондентов сообщили, что эти знания могут пригодиться для эффективного формирования накоплений на пенсию. 28% считают, что высокий уровень финграмотности может помочь получить дополнительный доход, 27% — зарабатывать на фондовом рынке, а 25% — накопить на будущее. Примечательно, что только 41% россиян считает, что уровень финграмотности сказывается на доходе. В основном такого мнения придерживаются люди в возрасте 18−30 и 31−40 лет: взаимосвязь видят 92% и 69% опрошенных соответственно. При этом представители более старшего поколения в меньшей степени прослеживают такую зависимость: положительно ответили 23% людей в возрасте 41−50 лет и 12% в возрасте 51−60 лет.

Мы видим, что представления о финансовой грамотности у россиян отличаются в зависимости от возраста, региона проживания, источников знаний и ряда других факторов, при этом финансовая тематика представляет особый интерес для всех граждан России. Наибольшей востребованностью пользуются вопросы пенсионной системы, ипотеки и страхования. Повышение финансовой грамотности населения — одна из наших приоритетных задач. Сбер предлагает широкий выбор продуктов для управления своим благосостоянием: от защитных и сберегательных до инвестиционных. Максимальную пользу клиентам они смогут принести, если подходить к их выбору с пониманием совокупных возможностей. Опрос показал, что почти 40% россиян хотели бы повысить свой уровень финансовых знаний. Откликаясь на этот запрос, Сбер запустил образовательный ресурс СберСова (https://sbersova.ru/). Здесь можно получить ответы на любые вопросы из мира финансов, научиться управлять личным бюджетом, разумно инвестировать и осознанно тратить свои сбережения

Исследование проводилось в августе 2022 года в 37 российских городах с населением свыше 500 тыс. человек методом телефонного опроса (CATI). В каждом городе опрошено не менее 350 респондентов по репрезентативной выборке.

Поделиться
twtg
Ещё по теме Аналитика и исследования
  • Исследование SberCIB: поколение Z уже задаёт новые модели потребления

    Аналитики SberCIB Investment Research представили новое исследование, посвящённое моделям потребления поколений Z («зумеры» 1997–2012 годов рождения), Y («миллениалы» 1981–1996 годов рождения) и X (люди 1965–1980 годов рождения). Отчёт подготовлен на основе статистики больших данных Сбербанка и опроса «Потребительский индекс Иванова». Как показало исследование, уже к 2030-м годам тенденции в потреблении станет определять поколение Z, хотя их доля в общей численности населения не будет наивысшей.
    18 ноября 9:32

Мы используем файлы cookie

ПАО Сбербанк использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей. Сбербанк серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с условиями и принципами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.