Ограничения смягчаются, потребление растёт
Поделиться
twtg

Лаборатория Сбербанка по анализу и обработке больших данных «СберДанные» продолжает разработку серии индикаторов, оперативно отслеживающих экономические процессы.

Продолжается дальнейшее восстановление потребительского спроса. С 1 по 7 июня расходы потребителей на товары и услуги увеличились на 9,8% по сравнению с предшествующей неделей. Падение относительно сопоставимого периода 2019 г. сократилось до 10,8% г/г. Индекс потребительской активности на аналитическом портале Сбербанка SberIndex.ru, характеризующий разнообразие категорий товаров и услуг в корзине покупателей, за тот же период вырос с 63,6 до 68,1 пункта.

После последнего раунда смягчения ограничений объем непродовольственного товарооборота практически восстановился до уровней 2019 г. Изменение по итогам недели составляет лишь –1,3% г/г. Совокупный объём расходов на товары (с учётом продовольствия) растёт уже на 3,2% г/г. Продолжается восстановление и сектора услуг, хотя здесь прогресс существенно медленнее. Падение всё ещё составляет 37,6% относительно 2019 г.

После возобновления работы непродовольственных магазинов наблюдается резкий рост спроса. Всплеск покупок отмечается в сегменте «Одежда, обувь и аксессуары». Объемы продаж по сравнению с предшествующей неделей выросли в полтора раза, а в Москве и области — почти в два раза. Падение относительно 2019 г. сократилось до –21% г/г против –64% г/г неделей ранее. Аналогичная динамика зафиксирована в категориях «Товары для строительства и ремонта», «Мебель и предметы интерьера» и «Автодилеры», причём все три категории по оборотам вернулись к значениям 2019 года, то есть по состоянию на последнюю неделю полностью восстановились.

Смягчение ограничений также способствовало дальнейшему восстановлению отдельных видов услуг. В категории «Салоны красоты и SPA» за неделю обороты увеличились на четверть. В Подмосковье траты в этом сегменте выросли в 5,5 раза по сравнению с концом мая. Выраженный рост наблюдается в категории «Спорт». По мере появления людей на улицах также восстанавливается выручка ресторанов и кафе (–55,9% г/г). В целом прирост отмечается по всему спектру услуг.

Динамика последней недели в значительной степени объясняется отложенным спросом. Колебания могут оказаться возвращением потребления в привычный режим, в обычную офлайн-розницу. Таким же образом связаны более скромный прирост в продовольственных категориях (+7,8% г/г) и постепенное восстановление общепита.

Но, хотя еженедельная динамика устойчиво позитивна, падение общего уровня расходов относительно 2019 г. сохраняется. По расчётам аналитиков лаборатории «СберДанные», три четверти первоначального падения были связаны с изменением поведения россиян и разрывом логистических цепочек, а не собственно ограничениями. Это создает неопределенность относительно сроков полного восстановления, особенно в секторе услуг.

Поделиться
twtg
Ещё по теме Аналитика и исследования
  • Исследование SberCIB: поколение Z уже задаёт новые модели потребления

    Аналитики SberCIB Investment Research представили новое исследование, посвящённое моделям потребления поколений Z («зумеры» 1997–2012 годов рождения), Y («миллениалы» 1981–1996 годов рождения) и X (люди 1965–1980 годов рождения). Отчёт подготовлен на основе статистики больших данных Сбербанка и опроса «Потребительский индекс Иванова». Как показало исследование, уже к 2030-м годам тенденции в потреблении станет определять поколение Z, хотя их доля в общей численности населения не будет наивысшей.
    18 ноября 9:32
  • Топ-10 трендов 2020

    В коронавирус бренды запустили волну инноваций, которые будут определять вектор развития бизнеса ближайшие несколько лет. В материале — десять наиболее значимых трендов уходящего года.
    6 января 10:37

Мы используем файлы cookie

ПАО Сбербанк использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей. Сбербанк серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с условиями и принципами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.