Исследование Сбера: рынок коммерческой недвижимости адаптировался к новым реалиям
Поделиться
twtg

08 ноября 2022 года

Аналитики Залоговой службы Сбербанка совместно с экспертами рынка коммерческой недвижимости подвели итоги третьего квартала, констатировав, что не сбылись самые пессимистичные прогнозы по росту вакансии и снижению выручки, озвученные в марте 2022 г.: по итогам 9 месяцев можно сказать, что происходит плавная адаптация к новым реалиям, некоторые российские игроки находят для себя новые возможности для развития на фоне ухода международных компаний.

Рынок коммерческой недвижимости прошел 3 фазы – от восстановления в 1 кв. 2022 г., неопределенности в марте и последующего падения на фоне геополитической и экономической ситуации до переключения фокуса на внутренний спрос.

Наиболее неопределенная ситуация на рынке торговой недвижимости – 42% международных брендов по-прежнему находятся в статусе приостановки деятельности. «Активизировались российские ритейлеры, увеличились форматы магазинов, в частности, fashion-якорей: магазины некоторых активно развивающихся российских сетей расширяют действующие площадки с 400 до 1000, иногда до 2000 кв.м», - говорит Надежда Цветкова, директор, руководитель отдела аренды торговых помещений CORE.XP.

«Новые иностранные бренды из дружественных стран планируют выход через партнеров - российские франчайзи «атакованы» новыми предложениями. Активно развиваются некоторые крупные российские бренды и форматы универмагов», - подтверждает Полина Жилкина, Управляющий партнер Retex. «Некоторые собственники ТЦ смотрят на возможности самостоятельно взять франшизу иностранных брендов. Но при этой, казалось бы, активности со стороны участников рынка, быстро и полностью заместить всех «уходящих» брендов невозможно, крупнейшие fashion-якоря занимают по России около 1 млн кв. м, для поглощения возможного высвобождения площадей потребуется некоторое время», - заявила эксперт.

На рынке офисной недвижимости произошло замедление сделок и сокращение нового ввода, собственники выстраивают коммуникации и фокусируются на российских компаниях и государственных структурах. «Более 60% сделок новой аренды в 1-3 кв. 2022 года были заключены в классе В+. «Однако компании по-прежнему активно интересуются высвобождающимися офисами класса А, – говорит Екатерина Белова, руководитель департамента по работе с офисными помещениями IBC Real Estate. – Арендаторы офисных площадей ожидают снижения ставок. Кроме того, мы наблюдаем изменения в предпочтениях арендаторов относительно размера офисного блока. Бизнес смотрит в сторону меньших площадей (до 1 тыс. кв. м), в то время как крупные российские компании, государственные и окологосударственные структуры продолжают рассматривать опции более 10 тыс. кв. м. Количество запросов на, так называемую, середину в 2-5 тыс. кв. м существенно сократилось». «Спрос на крупные лоты наблюдается со стороны госсектора. Российский бизнес сосредоточен на оптимизации, организовался рынок субаренды офисных площадей. Основной арендный спрос нацелен на помещения с отделкой – на фоне роста цен на строительные материалы арендаторы готовы использовать уже отремонтированное пространство и адаптировать под нужды своей компании», - поясняет ситуацию на рынке Наталья Никитина, Международный партнер, руководитель департамента офисной недвижимости CMWP. По прогнозам эксперта, уровень вакантных площадей до конца года на рынке офисов может составить 11,8%.

«Всего на рынке коммерческой недвижимости порядка 25% площадей принадлежат иностранным инвесторам, - добавляет Ольга Шлычкова, Старший директор, Рынки капитала и инвестиций CMWP. - Сделки с нерезидентами оказывают давление на ставки капитализации на текущий момент, однако в следующем году количество таких сделок снизится, поскольку большинство «вынужденных продавцов» реализуют активы в текущем году».

Увереннее всего по-прежнему чувствует себя складской сегмент, несмотря на то, что в последнее время наблюдается тенденция к росту вакансий и увеличению объема предложения в субаренду. Однако, как отмечает Виктор Афанасенко, Региональный директор, Руководитель департамента складской и индустриальной недвижимости Nikoliers, часть помещений будет поглощена рынком как субаренда, часть – трансформируется в сделки прямой аренды (замена арендатора), часть – ещё появится в виде субаренды или скрытой аренды. Ключевыми потребителями на рынке складской недвижимости остаются Ozon и Wildberries, совокупный объем складских площадей, уже занимаемых этими крупнейшими интернет-магазинами, составляет около 2 млн кв. м – и еще более 1 млн кв. м запланировано к строительству или уже строится. «За последние 2 года уровень средней сделки в сегменте e-commerce вырос в 3 раза, в то время как классический ритейл демонстрирует сокращение размера средней сделки почти в 2 раза», - отмечает эксперт.

Поделиться
twtg
Ещё по теме Аналитика и исследования
  • Исследование SberCIB: поколение Z уже задаёт новые модели потребления

    Аналитики SberCIB Investment Research представили новое исследование, посвящённое моделям потребления поколений Z («зумеры» 1997–2012 годов рождения), Y («миллениалы» 1981–1996 годов рождения) и X (люди 1965–1980 годов рождения). Отчёт подготовлен на основе статистики больших данных Сбербанка и опроса «Потребительский индекс Иванова». Как показало исследование, уже к 2030-м годам тенденции в потреблении станет определять поколение Z, хотя их доля в общей численности населения не будет наивысшей.
    18 ноября 9:32

Мы используем файлы cookie

ПАО Сбербанк использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей. Сбербанк серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с условиями и принципами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.