30 марта 15:48
Что нужно для цифровой трансформации компании и так ли она необходима?
Игорь Баранов
Проректор по обучению и исследованиям СберУниверситета.
Поделиться
twtg

О цифровой трансформации компаний говорят как об абсолютной необходимости, но так ли она нужна и если нужна, то как её провести максимально эффективно и с минимальными сложностями? Сбер запускает уникальную образовательную инициативу, это совместная программа СберУниверситета и ведущей бизнес-школы мира INSEAD «Цифровая стратегия / Digital Strategy».

Конечно, всё ещё существует бизнес, который занимает традиционные ниши оказания услуг и рассчитывает обойтись привычными средствами взаимодействия с клиентом. Однако если компания не планирует уходить в цифровые каналы, то драйвером может выступать сам клиент, который уже распробовал преимущества, например, голосового помощника, привык к определённому уровню сервиса и ждёт возможности пройти по привычному пользовательскому пути даже при приобретении повседневных продуктов и услуг в шаговой доступности. Игнорирование пожеланий клиента чревато падением прибыли, поэтому стоит сыграть на опережение и изменить свой mindset, начать думать не только о бизнес-процессах с точки зрения работы компании, но и мыслить категориями удобства клиента — это и есть первый и очень важный шаг к цифровой трансформации. За изменением видения идёт уже работа над навыками, изучение самих цифровых технологий и формирование представления о том, как создаётся ценность для клиента и самой компании.

Для успеха трансформации необходимо овладеть тремя группами навыков: во-первых, это собственно цифровые компетенции. Здесь важно не просто уметь ставить задачу своей команде в составе специалистов по ИТ и данным, но и понимать принципы взаимодействия компании и клиента на цифровых поверхностях, нужно также оценивать возможности синергий от технологий, которые используют другие подразделения организации, понимать перспективы технологий, которые, казалось бы, напрямую могут быть не связаны c вашей деятельностью. Таким образом, руководитель становится квалифицированным заказчиком и понимает, что он требует, когда получит результат, каковы риски и возможности использования определённого предложенного решения.

Вторая группа навыков — это «мягкие», софтовые компетенции. Трансформация в условиях существующей структуры практически невозможна, процесс не будет результативным, если не пересмотреть отношение к организации работы. Сейчас очевидно, что необходимо создавать команды, которые будут формироваться по принципу открытости, будут смешанными (бизнес, ИТ, дизайн и другие функции), но при этом максимально эффективными. При этом мало создать интегрированную команду, нужно задуматься о том, как будет осуществляться коммуникация, в том числе при дистанционной работе, как будут обрабатываться и выполняться задачи.

В-третьих, следует научиться создавать и встраивать новую бизнес-модель в схему работы компании.

Крайне важно, чтобы в компании была создана критическая масса руководителей, владеющих перечисленными навыками. Согласно недавнему исследованию Массачусетского технологического университета, если более половины руководителей имеют опыт использования цифровых технологий, то у компании существенно выше шансы на рост выручки и прибыли темпами выше рыночных. Пока таких компаний на рынке США только 7%, но именно они демонстрируют прибыли. А вот один-единственный лидер не сможет провести цифровую трансформацию просто потому, что его идеи будут восприниматься как инородные, а изменить мнение остальных руководителей без их обучения может оказаться не под силу.

Приёмов для успешной трансформации уже выработано много. Конечно, в каждом конкретном случае придётся учитывать всю совокупность факторов, которые влияют на работу компании — от профиля клиентов до наличия или отсутствия физических активов. Но потенциал, который скрывается за успешной трансформацией, стоит этих усилий. У России, с одной стороны, есть необходимый базис для цифрового роста — это и наличие подготовленных ИТ-кадров, и общий высокий уровень цифровой грамотности населения, и, самое главное, внимание правительства к необходимости радикального совершенствования цифровой доступности государственных сервисов. С другой — пространство, где ещё не применялся цифровой подход, огромно, и эти возможности предстоит осознать российскому бизнесу. Поэтому сейчас самое время перенимать знания у тех, кто находится на острие цифровых преобразований.

Игорь Баранов
Проректор по обучению и исследованиям СберУниверситета.
Поделиться
twtg
Ещё по теме Образование
  • Сбер запустил первый акселератор для студентов

    25 января стартует сбор заявок в общероссийский акселератор SberStudent для студентов, аспирантов, научных сотрудников институтов и университетов. Программа для акселератора разработана по содержанию учебных материалов от Stanford Online. Обучение будет проходить онлайн. Участники смогут развить свою бизнес-идею и запустить свой первый коммерческий проект.
    25 января 8:57
  • Сбер масштабирует на всю страну программу развития предпринимательских талантов у школьников SberZ

    Сбер, при поддержке Агентства стратегических инициатив, масштабировал школьный акселератор SberZ на всю Россию. Акселератор помогает подросткам развить навыки XXI века и освоить основы предпринимательства: они смогут пройти весь цикл создания собственного бизнеса — от генерации идеи до запуска проекта.
    15 февраля 11:56

Мы используем файлы cookie

ПАО Сбербанк использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей. Сбербанк серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с условиями и принципами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.